Санбюллетень родителя
Преодоление рассеянности у детей
Рассеянность - это психическое состояние,
для которого характерно отсутствие
сосредоточенности, внимания.
Рассеянный ребенок не умеет выделять главное
при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным.
Обычно рассеянность- результат неправильного
воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и
организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным.
И, наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке
ребенка и его забывчивость расценивают, как мелочи, то незаметно в поведении
дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.
Эти качества особенно отрицательно скажутся
в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не
слушает объяснения учителя, может не выполнять задание. Рассеянный ученик часто
попадает в смешные и досадные положения.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание,
сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего, не следует упрекать
дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность.
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать
свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не
позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточенность внимания и
волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению
режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия.
Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно
относиться к различным обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности, внимания
важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь
ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают
замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время в
соседней комнате они включают аудио/видео- технику, и ребенок мысленно тоже с
ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать
детей от дела, уважать их работу.
Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходится
приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то
есть приучать сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание ребенок
может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать
за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и т.д.
Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не
поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у
ребенка появляется чувство ответственности.
2
Постепенно ребенок усваивает, что не все
дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что очень
интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно
приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными
занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребенка
лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов
(пуговицы, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается
запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите
назвать все, что лежит на столе. Каждый названный предмет вынимайте. Игра будет
интересней, если в ней примут участие папа, мама, старшая сестренка, братишка
или сверстники ребенка.
Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом
5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а за это время с игрушками происходят
какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их расположение,
добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что
изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее
заметить, какие изменения произошли с куклой: появился бант, исчезла туфелька,
изменились прическа и т.д.
Предлагаемые игры не требуют много времени,
но велико их значение в преодолении у дошкольников рассеянности и воспитании
внимательности.
Иногда рассеянность ребенка вызывается
болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо
укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность
вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже все
зависит от обстановки в семье и взаимоотношений родителей друг с другом.
Если состояние рассеянности систематически
повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера,
проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в
учении часто связана с леностью, рассеянность в общении с людьми- с
нетактичностью.
Чтобы этого не произошло, следует внимательно
относиться к психическому состоянию своих детей и правильно их оценивать. Если
ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого
отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они
направлены.
Воспитание у детей воли, чувства
ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает
рассеянность.
Провизор officinaS
|